Полупроходной канал
Полупроходной канал — это железобетонная конструкция, защищающая трубы от внешних механических нагрузок, перепадов температуры, проникновения влаги, а также от контакта поверхности трубы с грунтом при подземной прокладке трубопроводов. Применяется на пересечении трубопровода с железными и автомобильными дорогами и на других подобных участках общей протяженностью не более 100 м.
Для каких случаев подходит полупроходной канал?
Важнейшей особенностью канальной прокладки трубопроводов является возможность свободного доступа персонала к коммуникациям для их обслуживания и ремонта. В случаях, когда на отдельных участках трубопровода не требуют постоянного присутствия обслуживающего персонала, экономически целесообразно использовать полупроходные каналы.
Как правило, это небольшие участки длиной до 100 м, прокладываемые на пересечении с автомобильными эстакадами, железнодорожными путями или вблизи городской застройки. Размеры таких тоннелей несколько меньше (высота от 1,5 метра), чем у проходных каналов (высота не менее 1,8 метра), что значительно упрощает, ускоряет и удешевляет монтаж коммуникаций. При этом по своим функциональным возможностям такие конструкции практически не уступают проходным каналам и также являются надежной защитой для труб.
Меньший объем пространства внутри полупроходных каналов компенсируется их малой длиной и не создает существенных проблем с доступом к трубопроводу.
Схемы с примерами каналов круглого и полукруглого сечения из железобетонных сводов
Схема канала рамной конструкции из сборных железобетонных плит и бетонных стеновых блоков
Конструкция и особенности монтажа
Полупроходной канал представляет собой тоннель, собранный из железобетонных плит и блоков и покрытый снаружи влагонепроницаемым слоем изоляции. Трубы внутри полупроходного канала укладывают на сваи так, чтобы ширина проходов между отдельными трубопроводами составляла не менее 60 см.
В канале предусмотрена естественная циркуляция воздуха, что позволяет поддерживать температуру не выше 40 °С (не более 33 °С во время проведения ремонтных работ) как в летнее, так и в зимнее время.
Глубина прокладки каналов определяется особенностями местности, но не должна быть менее 0,6 м. В тех случаях, когда трубопровод проходит под действующими автомобильными дорогами или железнодорожными путями, глубина прокладки каналов должна быть не менее 0,8-1,2 м.
Подробная информация о нормах подземной канальной прокладки труб изложена в СНиП 41-02-2003 и СП 36.13330.2012.
Плюсы укладки трубопроводов в полупроходной канал
Подземная канальная прокладка труб является наиболее универсальным и надежным способом монтажа, гарантирующим безаварийную эксплуатацию инженерной сети в течение десятилетий.
Слой грунта обеспечивает защиту от сезонных и суточных колебаний температуры. Железобетонная конструкция тоннеля принимает на себя механические нагрузки, связанные с давлением наземного транспорта и самого грунта. Стенки канала исключают контакт труб с влажной почвой и сточными водами, предохраняя трубопровод от преждевременного коррозионного разрушения. Кроме того, проложенные под землей трубы не ограничивают движение наземного транспорта и пешеходов, а также не портят пейзаж местности.
Таким образом, прокладка труб в полупроходных каналах может осуществляться в широком диапазоне климатических, гидрологических и геологических условий. При этом характеристики окружающей среды (температура, влажность, количество осадков), состав и свойства грунта и рельефа местности не имеют решающего значения.