Футляр трубопровода
Футляр для труб — это стальная конструкция, применяемая при бесканальной прокладке инженерных сетей. Предназначен для защиты труб от внешних повреждающих воздействий природного или техногенного характера.
По сути представляет собой стальной кожух, диаметр которого больше диаметра рабочей трубы. Устанавливается в местах с повышенным риском повреждения поверхности трубы в результате механического воздействия, трения или вибрации, вблизи других сооружений и коммуникаций, силовых кабелей, а также в местах пересечения трубопровода с автомобильными дорогами, железнодорожными путями и пр.
Футляр принимает на себя избыточную механическую нагрузку, предохраняя трубопровод от разрушения и преждевременного износа.
Трубы ППУ, пролегающие под дорогой внутри футляра
Область применения
Безопасность и надежность эксплуатации трубопроводов любого назначения зависит от соблюдения технических требований, регламентированных соответствующими нормативными документами. Так, согласно СП 41-105-2002 и СНиП 41-02-2003 установка защитных футляров для труб требуется в следующих случаях:
- в непосредственной близости от других подземных и наземных сооружений и коммуникаций (водопроводов, канализаций, теплотрасс) или силовых кабелей;
- на пересечении со скоростными дорогами, магистральными улицами общегородского, районного или местного назначения, грузовыми автодорогами, жилыми улицами и проездами, трамвайными и ЖД путями;
- при прохождении через фундаменты или стены зданий и сооружений.
При этом длина пересечения трубопровода и преграды не должна превышать 40 м. Глубина залегания трубопровода, измеряемая от поверхности земли до верха трубы, не должна превышать 2,5 м — в противном случае трубы укладывают в тоннелях.
Особенности конструкции
Футляры для труб выбирают исходя из следующих условий:
- назначение трубопровода (водопровод, газопровод, теплопровод или канализация);
- материал и диаметр рабочей трубы;
- глубина пролегания трубопровода;
- тип пересекаемой преграды.
Как правило, футляры изготавливают из стальных труб, превышающих в диаметре рабочую трубу в пределах 20 см, и способных выдерживать большие механические нагрузки, чем основная труба, по которой доставляется рабочая среда.
Края футляра должны выступать не менее чем на 2 м в обе стороны от точки пересечения трубопровода с преградой. При прокладке труб над тоннелями метрополитена концы футляров должны выступать на 10 м от края с каждой стороны.
Поверхность футляра должна предусматривать наличие защитного покрытия от коррозии.
Технология монтажа
Технология укладки труб в защитный футляр предполагает три этапа. На первом этапе производится установка футляра в месте пересечения трубопровода и преграды. В зависимости от типа преграды допускается как открытый (без нарушения земляного покрытия над футляром), так и закрытый способ установки.
На втором этапе производится отбор труб для укладки в футляр. На этом этапе осуществляется проверка труб неразрушающими методами на наличие дефектов и повреждений. К монтажу допускаются только трубы с минимальным количеством сварных соединений, прошедшие испытания на прочность и герметичность, а также имеющих усиленную теплоизоляцию.
На заключительном этапе трубы прокладываются внутри футляра. Для удобства протаскивания и центровки на трубах заранее размещаются опорно-направляющие кольца.
По окончании монтажных работ торцы футляра герметизируются просмоленными материалами и битумом.
Заключение
Установка футляра для трубопровода требуется на участках с повышенным риском повреждения или преждевременного выхода из строя трубопровода. Защитный футляр оберегает трубы от избыточных механических нагрузок, трения и вибрации и значительно продлевает срок их эксплуатации.
Другие интересные статьи:
— Фальсификат стальных труб в ППУ изоляции;
— Эволюция теплоизоляции с древности до наших дней;
— Способы снятия нагрузки с трубопроводов. Компенсация напряжений.