Лотки теплотрасс
Лотки теплотрасс — это железобетонные элементы П-образный формы, используемые для подземной прокладки трубопроводов. Магистраль размещается внутри лотка, благодаря чему она защищена от механических воздействий, грунтовых нагрузок, влаги и прочих внешних факторов. Позволяют сохранить целостность теплоизоляции, продлить срок службы запорной арматуры и приборов учета.
Особенности производства
Лотки для подземных сооружений производятся из бетонных и керамзитобетонных растворов. Обеспечить должную прочность изделий помогает армирующая сетка.
Железобетонные лотки проверяются специалистами ОТК. Изделия не должны иметь раковин и наплывов бетона диаметром более 10 мм, а также деформационных трещин и участков с обнаженной арматурой.
На поверхности ЖБИ лотков могут присутствовать усадочные трещины толщиной до 0.2 мм, которые могут образоваться в результате выхода напряжений. На прочность и долговечность изделий не влияют.
Продукция производится в соответствии с ГОСТ Р 56589–2015.
Ассортимент лотков
Железобетонные лотки доступны в двух исполнениях:
- Телескопические — изделия с зауженными краями, которые обеспечивают установку одного лотка в другой. Позволяют создать прочные и герметичные соединения, оптимальны для участков со сложным рельефом. Позволяют существенно увеличить скорость монтажа.
- Линейные — классические ЖБ лотки П-образной формы. Устанавливаются встык.
Наряду с перечисленными решениями изготавливаются прикромочные лотки, обеспечивающие отвод жидкости.
Вместе с лотками для теплотрасс поставляются плиты. Изделия имеют соответствующий размер и предназначены для перекрытия проема.
Применяемая маркировка
Продукция имеет установленную маркировку. Форма типового обозначения — Л6-15/2, где:
- Л — наименование изделия: Л – лоток, П – плита;
- 6 — типоразмер лотка согласно сортаменту предприятия;
- 15 — предельная нагрузка в тоннах на один квадратный метр;
- 2 — укороченная длина (при отсутствии обозначения изделие имеет нормальную длину).
В конце маркировки может присутствовать буквенное обозначение Д, подразумевающая доборную позицию.
Преимущества и недостатки бетонных лотков для теплотрасс
К преимуществам можно отнести:
- значительный эксплуатационный ресурс;
- возможность использования в различных грунтах;
- устойчивость к интенсивному механическому воздействию;
- надежную защиту канала лотка посредством железобетонных плит;
- формирование надежного канала для прокладки тепловых сетей, водонапорных и канализационных линий, силовых кабелей и прочих коммуникаций;
- стойкость к температурному воздействию и сохранение свойств при использовании в различных климатических зонах;
- внушительный вес, исключающий смещение конструкции при подвижках грунта;
- экологическую безопасность, в том числе возможность применения в природоохранных зонах.
Для повышения влагостойкости лотки обрабатывают гидроизолирующим составом на основе битума.
К недостаткам железобетонных лотков можно отнести:
- сложность погрузки, выгрузки и транспортировки в связи с большим весом. Наибольшие сложности возникают при работе в труднодоступных районах.
- использование специального подъемного оборудования и бригады работников при проведении монтажных работ, а также качественную подготовку основания для исключения перекоса конструкции;
- возможность возникновения эрозии бетона (выветривания бетона ветром, дождем, брызгами, соленым воздухом или обледенением) при некачественной гидроизоляции;
Плиты для лотков должны подбираться в соответствии с типоразмером конструкции — в противном случае возможно просыпание грунта и провал плиты в канал.
Технология монтажа
Лотки монтируют в следующем порядке:
- подготавливают траншею требуемых размеров по маршруту теплотрассы;
- выравнивают основание траншеи (в отдельных случаях формируют подушку из песка, щебня или бетона);
- наносят гидроизоляцию на поверхность железобетонных изделий;
- последовательно монтируют лотки с соединением элементов в один контур;
- внутри лотка прокладывают трубопровод с использованием опорных элементов;
- лотки перекрывают плитами подходящего размера;
- замазывают стыки плит бетонным раствором и наносят гидроизоляцию после его высыхания.
Глубина прокладки трубопровода в лотках рассчитывается с учетом промерзания грунта, нагруженности участка, близости грунтовых вод и прочих факторов. При этом существует ряд общих требований к глубине монтажа для определенных объектов:
- автомобильные трассы — от 0.5 метров;
- железная дорога — от 1 метра с обязательным использованием лотков повышенной прочности;
- в полевых условиях — от 0.5 метров.
Максимальная глубина погружения для цехов и прочих производственных построек — до 0.3 метров.
Допускается возвышение лотка над поверхностью земли до 0.4 метров.
Возможно, вам также будет интересно:
— Подземный способ прокладки трубопровода
— Канальная прокладка
— Проходной канал
— Полупроходной канал
— Непроходной канал
— Зачем и когда нужны антикоррозионные покрытия стальных труб в ППУ изоляции